АНАЛИЗ БЕЗОПАСНОСТИ АЭУ ПЛАВУЧЕГО ЭНЕРГОБЛОКА ПРИ ВНЕШНИХ ВОЗДЕЙСТВИЯХ

Плавучий энергоблок (ПЭБ) с атомной энергетической установкой должен удовлетворять как Правилам Российского Морского Регистра Судоходства, так и нормативным требованиям и правилам ядерной и радиационной безопасности Ростехнадзора. В соответствии с требованиями Регистра и Ростехнадзора при обосновании безопасности судов с атомной энергетической установкой (АЭУ) должны быть рассмотрены происшествия, связанные с внешними воздействиями на судно и пожарами на борту судна. Анализ происшествий, вызванных внешними воздействиями на ПЭБ, заключается в оценке вероятности возникновения исходного события, определении состояния АЭУ на основе данных по масштабам разрушений корпусных конструкций и состояния оборудования, выявлении сценариев, приводящих к аварийным ситуациям. В статье представлено краткое описание методик, разработанных в Крыловском государственном научном центре, для определения объема повреждений корпусных конструкций при навигационных авариях ПЭБ, расчета прочности поврежденного корпуса, оценки объема повреждений и ускорений при ударе корпуса о дно вследствие аварийного затопления, оценки ударостойкости и работоспособности оборудования АЭУ в условиях динамических нагрузок, моделирования развития пожара в помещениях ПЭБ, оценки радиационных последствий аварий при выходе радиоактивных продуктов в окружающую среду.

Анализ происшествий, вызванных внешними воздействиями на ПЭБ, взрывами и пожарами на борту, показал в целом высокую степень безопасности ПЭБ.

Ядерная и радиационная безопасность ПЭБ обеспечена во всех проектных аварий: таран ПЭБ в район реакторного отсека другим судном, скорость которого меньше критической; посадка ПЭБ на мель; взрывы на берегу в районе площадки ПАТЭС; взрыв на пришвартованном танкере; пожары в помещениях  энергетической установки ПЭБ.

Радиационные последствия возможны при следующих запроектных авариях в процессе транспортировки ПЭБ с выведенными из действия реакторами: таран ПЭБ в район реакторного отсека или хранилищ ОТВС и ТРО другим судном, скорость которого существенно больше критической; длительная посадка ПЭБ  на скалистую отмель в штормовых условиях.

Струев В.П., Кудинович И.В., Кучин Н.Л., Дульнев А.И., Нестеров А.Б., Рязанцева О.В., Шедько С.В., Шкляров Н.В.

ФГУП «Крыловский государственный научный центр», г.Санкт-Петербург

Болгаров С.П.

ОАО ЦКБ «Айсберг», г.Санкт-Петербург

УДК 629.039.58

Ключевые слова:

Плавучий энергоблок, атомная энергетическая установка, безопасность, внешние воздействия.


SAFETY ANALYSIS OF FLOATING NUCLEAR POWER UNIT UNDER EXTERNAL EVENTS

The floating nuclear power unit «Academic Lomonosov» is a nuclear non-propelled vessel. The nuclear vessel technical design procedure is supervised by Russian Maritime Register of Shipping and Federal Environmental, Industrial and Nuclear Supervision Service. According to regulatory rules for safety analysis of nuclear powered vessels it is necessary to study the external events impact. The list of external events is following: navigation accidents; scuttling; explosive impact; helicopter crash on deck; aboard fires.

Method for external accidents analysis: creation of initiating event causes list and estimating their condition and probability; determination of primary accident consequence accounting size of vessel construction damage and nuclear power plant equipment failures; determination of secondary consequence accounting the accident evolution sceneries; definition of radiation accident and estimating of radiation dose; conclusion about safety level of nuclear power vessel by external impact.

«Krylov State Research Center» has developed the methodology of nuclear-powered vessel nuclear and radiation safety analysis accident under the external impacts.

The analysis of the floating nuclear power unit accidents caused by external impacts and fires showed the high level of its safety.

The floating nuclear power unit is protected from any radiation danger consequence in case of such accidents, as: ramming near the reactor compartment by another arctic with speed less than critical; grounding; fires in power plant compartment; aboard and external explosion; helicopter fall on the on the reactor compartment, earthquake.

The most severe radiation consequences may be take place for highly improbable beyond design basis accidents at towing of the nuclear power unit with shut down reactors. These accidents are following: ramming by arctic with speed exceeding critical value or grounding on the rocky shelf in storm conditions.

Struev V.P., Kudinovich I.V., Kuchin N.L., Dulnev A.I., Nesterov A.B., Ryzantcheva O.V., Shedko C.V., Shkliarov N.V.

Krylov State Research Center, Russia, St. Peterburg

Bolgarov S.P.

Keywords:

Floating nuclear power unit, nuclear power plant, safety, external event.